Search
Close this search box.
[maxmegamenu location=primary]

Как нехватка сырья может препятствовать прогрессу в области электротранспорта

Будущее транспортной отрасли принадлежит электромобилям. К 2033 году продажи электротранспортных средств (BEV) и гибридных автомобилей с подзарядкой от электросети (PHEV) в Китае, Европе и США превысят объемы продаж автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и обычных гибридных автомобилей. В странах ЕС этот процесс будет еще более ускорен, в значительной степени благодаря стимулирующим мерам по внедрению экологически чистых технологий в транспортном секторе, запущенным после пандемии. В третьем квартале 2020 года количество зарегистрированных электромобилей в Евросоюзе увеличилось на 211,6% и составило 273 809 штук, включая 135 461 аккумуляторных электромобилей, что составляет 9,9% от всех новых транспортных средств.

Однако такой стремительный рост может замедлиться, если производители не обеспечат надежные поставки основных металлов, используемых в производстве электромобилей и аккумуляторов, и не будут активно участвовать в развитии соответствующей инфраструктуры и цифровых интерфейсов, а также в интеграции ВИЭ в энергосистему.

К 2030 году спрос на литий и кобальт должен вырасти на 637% и 183% соответственно. Для достижения заявленных показателей, одной только компании Tesla потребуется до 1,15 млн тонн никеля в год, что составляет почти половину от текущего предложения на мировом рынке.

На выпуск 30 млн электромобилей потребуется дополнительно два миллиона тонн меди в год. Для производства таких машин требуется почти в пять раз больше меди, чем для обычного автомобиля. И нельзя забывать о зарядных станциях и объектах сопутствующей инфраструктуры, для оборудования которых также нужен этот металл. Чтобы удовлетворить прогнозируемый спрос на минеральное сырье, потребуется существенно нарастить объемы его поставок даже в случае усовершенствования технологий производства аккумуляторов, увеличения доли использования переработанных материалов и успешного перехода к “зеленому” водороду.

Поставки сырья для электромобилей: три главных угрозы На фоне растущих геополитических рисков, ограниченного доступа к капиталу, а также повышенного внимания к аспектам ESG, производителям становится все труднее обеспечивать себе надежную сырьевую базу.

Чтобы получить дополнительные металлы и минералы, а также наращивать производство электромобилей в соответствии с растущим спросом, необходимо действовать уже сейчас, поскольку для этого есть ряд серьезных препятствий:

  • Геополитическая неопределенность влияет на динамику производства минерального сырья и ограничивает доступ к рынкам сбыта.

Наша планета богата запасами основных видов минерального сырья, однако их разработка – это сложный процесс. Добыча сосредоточена лишь в нескольких регионах и сопряжена с рядом трудностей: сложные горно-геологические условия, политическая нестабильность, строгие природоохранные стандарты и другие нормативно-правовые требования, ограничения на землепользование, недостаточная развитость инфраструктуры и экономические факторы. Благодаря наличию у китайских государственных предприятий собственной сырьевой базы, сформированной за счет выкупа объектов добычи или финансирования проектов разработки рудных месторождений, Китай получил контроль над существенной частью объемов производства лития, кобальта и графита. Геополитическая неопределенность является источником растущего риска для горно-металлургических компаний. Изменения в нормативно-правовой среде и политика торгового протекционизма могут помешать добыче и сбыту некоторых видов минерального сырья. На этом фоне в ряде стран уже рассматриваются возможности развития собственных производственных мощностей или диверсификации поставок через организацию производства за пределами Китая. Правительство США выделяет средства на добычу важнейших минералов, ЕС старается сформировать собственную цепочку поставок для производства электромобилей, а в Австралии активно обсуждаются перспективы инвестирования в объекты производства минерального сырья для аккумуляторов.

  • Волатильность цен сдерживает капиталовложения

Растущий спрос требует новых проектов, но их разработка обходится очень дорого. Согласно оценкам Canaccord Genuity, чтобы удовлетворить прогнозируемую потребность в литии к 2030 году, необходимо инвестировать свыше 20 млрд долларов США в разработку месторождений этого металла.

Привлечение финансирования в горную добычу остается сложной задачей, несмотря на перспективы роста спроса. Инвесторы выделяют средства неохотно из-за нестабильной ценовой ситуации, долгих сроков реализации проектов, увеличенной роли нефинансовых факторов и ограниченности рынка минералов для производства аккумуляторов.

Неустойчивость цен и цикличность отрасли могут привести к резким колебаниям цен, негативно сказывающимся на рентабельности проектов, несмотря на перспективы роста спроса. Например, в последние годы производители лития активно вкладывались в новые проекты, стремясь увеличить объемы поставок и удовлетворить спрос на аккумуляторы для электромобилей. Однако замедление темпов производства электромобилей в конце 2019 года и коронавирусный кризис в 2020 году привели к нарушению баланса спроса и предложения на рынке. Средняя мировая цена карбоната лития снизилась с 16 031 до 6 387 долларов США за тонну. Вследствие этого некоторые добывающие компании вынуждены были приостановить капиталовложения. Например, компания Tianqi отложила решение о вложениях в завод Kwinana, а Eramet временно приостановила добычу литиевой руды в Аргентине.

В условиях ценовой волатильности акционеры должны быть готовы вкладывать средства в долгосрочные проекты, понимая, что доходность от них придет не сразу: вывод промыслового объекта на проектную мощность может занять от трех до пяти лет, а иногда и дольше. Для запуска промышленного производства солей лития может потребоваться свыше семи лет.

Привлечение финансирования для проектов, связанных с добычей более востребованных металлов, таких как медь и алюминий, проще, чем для “меньших” металлов. Однако крупные добывающие компании уже начинают инвестировать в добычу металлов, необходимых для производства аккумуляторов. BHP сформировала альянс для геологоразведки никеля в Канаде, а Rio Tinto инвестирует в литиевый проект в Сербии и добывает литий на своем руднике в Калифорнии.

  • Производители должны учитывать растущую значимость ESG-факторов

Сегодня горно-металлургический сектор все чаще привлекает внимание органов власти, инвесторов и конечных потребителей, которые требуют повышения экологичности производства и соблюдения этических стандартов на всех этапах цепочки поставок. Компании внедряют экологически чистые процессы и продукты. Например, компания Hydro производит низкоуглеродный алюминий из вторичного сырья, а металлургические комбинаты работают на энергии гидроэлектростанций.

Некоторые методы добычи металлов, включая кобальт, вызывают этические вопросы, решение которых требует большей прозрачности цепочек поставок. Производители аккумуляторов стремятся снизить содержание кобальта, увеличивая долю никеля для повышения устойчивости к воздействию агрессивной среды. Однако это приводит к новым проблемам, связанным с поставками сырья и экологическими аспектами. Большинство недавно открытых запасов никеля представлены окисленными рудами, из которых обычно получают никелевый чугун и ферроникель. Их переработка может вызывать утечки кислоты.

Автопроизводителям уже сейчас следует обдумать, как избежать возможного дефицита сырья, чтобы не подвергнуть риску рост своего бизнеса и развитие производства.

Некоторые компании приняли решение приобрести сырьевые активы. Например, концерн Great Wall Motors приобрел 3,5% долю в добывающей компании Pilbara Minerals, а Volkswagen — двадцатипроцентную долю в китайской компании Guoxuan, занимающейся производством аккумуляторов. Однако такие решения обычно требуют времени. Необходимо сначала найти подходящие проекты и средства для их реализации, а также получить согласие органов власти, прежде чем начинать строительство объектов добычи и связанной инфраструктуры. Даже при оптимальных условиях проект может столкнуться с непредвиденным падением цен на сырье.

Поэтому стоит рассмотреть несколько стратегий обеспечения надежности поставок:

  1. Трейдинговые подразделения: Автоконцернам и производителям оборудования (OEM) стоит рассмотреть создание собственных подразделений сырьевого трейдинга, подобно тем, что создали нефтепереработчики, когда многонациональные корпорации, например BP, потеряли первенство на рынке нефтедобычи в пользу таких компаний, как Saudi Aramco.
  2. Заключение долгосрочных договоров или приобретение долей участия: Эти шаги помогают обеспечить уверенность в будущих поставках. Например, производитель электромобилей Tesla заключил соглашение с австралийской Piedmont Lithium о поставке около трети запланированного объема сподуменового концентрата.
  3. Инвестиционные фонды: Косвенное участие в горнодобывающих компаниях позволяет обеспечить достаточное финансирование проектов, хотя и не дает стопроцентной гарантии поставок.
  4. Консорциумы для формирования предложений государственной политики: Создание консорциумов с другими участниками с целью убеждения государства в необходимости приобретения добывающих объектов и формирования внутренних цепочек поставок для поддержания производства электромобилей.
  5. Активное сотрудничество с горнодобывающими компаниями в сфере ESG: Совместное действие автоконцернов и производителей оборудования позволит добиться лучших результатов в области повышения экологической ответственности и защиты прав работников.
  6. Технологии блокчейн для ответственного выбора поставщиков: Международная блокчейн-сеть Responsible Sourcing Blockchain Network, созданная IBM, Ford и Volkswagen, призвана обеспечить более широкое применение этических стандартов при выборе поставщиков минерального сырья.
  7. Вторичная переработка: Повторное использование аккумуляторов для электромобилей позволяет сэкономить значительные ресурсы.
ЗАказать звонок
Контакты
E-mail:
Телефон:
ЗАказать звонок
E-mail:
Телефон:
Family weekend
Контакты
E-mail:
Телефон:

Поговорим о бизнесе, семье и инвестициях

E-mail:
Телефон:
Family weekend

Поговорим о бизнесе, семье и инвестициях

Бизнес
Контакты
E-mail:
Телефон:

Форум трансформация организаций в турбулентное время

E-mail:
Телефон:

Бизнес

Форум трансформация организаций в турбулентное время

Radisson

Контакты
E-mail:
Телефон:

White party

E-mail:
Телефон:

Radisson

White party

Владивосток

Контакты
E-mail:
Телефон:

Восточный форум

E-mail:
Телефон:

Владивосток

Восточный форум

Санкт Петербург

Контакты
E-mail:
Телефон:

Как личный бренд влияет на развитие бизнеса

E-mail:
Телефон:

Санкт Петербург

Как личный бренд влияет на развитие бизнеса

Прокрутить вверх